Саморазвитие [Музеи Кремля] Придворные празднества в эпоху историзма - маскарады и рыцарские карусели (2024)

Бывалый
Команда форума
20 Фев 2019
28,544
1,190,488
1732186221186.png


Описание [Музеи Кремля] Придворные празднества в эпоху историзма - маскарады и рыцарские карусели (2024):



Воображаемое средневековье в русской культуре XVIII–XIX веков.

Цикл лекций посвящён выставке «Легенды Кремля. Русский романтизм и Оружейная палата». Предания, связанные с государственными регалиями, возникли задолго до открытия музея в Кремле.

Как возник миф о шлеме великого князя Александра Невского? Когда был развенчан миф о Мономаховых дарах, согласно которому они были привезены от императора Алексея Комнина? Почему Борис Годунов носил байдану Марфы Посадницы? И где сейчас находится детский доспех Дмитрия Донского? Обо всём этом вы узнаете на лекциях цикла.

Лекция: Придворные празднества в эпоху историзма: маскарады и рыцарские карусели.

В эпоху историзма интерес к прошлому проявился не только в искусстве, но и в характере придворных праздников.

Во времена правления императора Николая I в высшем обществе появилась мода на костюмированные балы, напоминающие театральные представления. Для них создавали эффектные декорации, шили роскошные костюмы и ставили танцы. Сценарии маскарадов основывались на сюжетах модных опер, литературных произведений, а также на древнегреческих мифах, эпохе средневековья и рококо, экзотических восточных мотивах. Особенно популярной была рыцарская тематика.

В период романтизма идеализация средневековья как времени возвышенных чувств способствовала возрождению культа Прекрасной дамы и рыцарства. В царской семье мода на романтические сюжеты сочеталась с личными отношениями, мироощущением и воспитанием царской четы. Императрица Александра Фёдоровна, урождённая прусская принцесса Шарлотта, была дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма III. Её домашнее имя — «Белая роза» — Бланшфлур, было взято из романа Ф. де ла Мотт Фуке «Волшебное кольцо», посвящённого временам короля Артура и рыцарей Круглого стола, который был популярен в первой половине XIX века, не меньше, чем произведения Вальтера Скотта.

В 1829 году в Потсдаме во время «высочайшего» визита в Пруссию состоялось костюмированное торжество, посвящённое литературному образу принцессы Шарлотты — «Волшебство белой розы», главной героиней которого стала российская императрица. Праздник включал турнир «рыцарей» — представителей знатных европейских фамилий, состязавшихся в верховой езде и метании копий. Участники разыгрывали «живые картины» — сцены из жизни Шарлотты, а во время бала у подножия трона, на котором восседала государыня в образе «Бланшфлур», исполняли тематические танцы — кадрили.

Ещё одним видом придворного праздника, вдохновлённого средневековыми традициями, были костюмированные конные процессии и соревнования. При дворах Екатерины II и Александра I соревнования в верховой езде, метании дротиков и копий проводились в честь правящего монарха. Во времена Николая I карусель приобрела романтический оттенок, кульминацией события стало появление кавалькады всадников и всадниц в средневековых костюмах, демонстрирующих мастерство верховой езды и изящество манер. В 1842 году по случаю серебряного юбилея свадьбы царской четы прошла серия рыцарских каруселей в Царском Селе.

Лекцию читает Юлия Николаевна Уварова — методист I категории экскурсионно-методического отдела Музеев Московского Кремля.

Подробнее:
Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться

Скачать курс [Музеи Кремля] Придворные празднества в эпоху историзма - маскарады и рыцарские карусели (2024):


Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться
 
Похожие темы