Скоро Проблемы морального развития детей. Или как маленький человек учится «говорить по-человечески» [Иматон] [Ю.Е.Зайцева]

Moderator
4 Сен 2023
0
-2,543
Проблемы морального развития детей.

Или как маленький человек учится «говорить по-человечески»


Спойлер: Ведущий:
Юлия Евгеньевна Зайцева, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии СПбГУ, нарративный психолог, руководитель психологического центра личных историй «Freeing Words».


Занятия проводятся 29 апреля, 1 и 2 мая с 10:00 до 17:00 часов каждый день (время московское) с перерывами на обед и отдых.


Действующие лица:

Петя Перов – годовалый мальчик

Нина Серова – восьмилетняя девочка

Варя Петрова – семнадцатилетняя девочка

Володя Комаров– двадцатипятилетний мальчик

Соня Острова – тридцатидвухлетняя девочка

Миша Пестров – семидесятишестилетний мальчик

Дуня Шустрова – восьмидесятидвухлетняя девочка

Пузырева – мать

Пузырев – отец

Собака Вера

Гробовщик

Горничные, повара, солдаты, учителя латинского и греческого языка.

А. Введенский «Елка у Ивановых»

Вопросы морального развития в современном пошатнувшемся мире, потерявшем четкие ценностные ориентиры, приобретают особое значение, так как становятся чрезвычайно сложными и запутанными. По этой причине мало кто берется за их решение. На данном вебинаре вы сможете познакомиться с уникальным специалистом, имеющим многолетний опыт исследований и практической работы в области воспитания и развития нравственного сознания.

Кто опасней всех на свете? Недовыросшие дети. Становление «Я» – это становление языка личных историй и включение их в более широкий социальный и культурный контексты. Испытать сочувствие к другому, пережить возмущение в ситуации несправедливости, договориться и сдержать слово, проявить милосердие и благородство, делать выбор, когда кажется, что выбора нет – все это культурные практики, которым мы учимся в детстве в диалоге со взрослым.

В этом диалоге не просто передаются этические правила. Он представляет собой сложную языковую игру, в которой взрослый инициирует интерес к расширению границ внутреннего и внешнего мира, способствует становлению «взрослого» децентрированного взгляда, мышления и речи. В этом диалоге взрослый, во-первых, знакомит маленького человека с нравственными способами человеческой жизни; во-вторых, учит его договариваться об этических нормах в сложном много-культурном и много-контекстном мире; и в-третьих дает ему шанс понять и реализовать их в ежедневных практиках жизни.

Семинар рассчитан на широкую аудиторию психологов, педагогов, воспитателей, социальных работников, родителей и иных заинтересованных лиц.

В результате обучения участники смогут:

получить представление о конкретных воспитательных практиках, помогающих становлению морального сознания и его переходу на более децентрированные стадии;
понять, как современные реалии меняют не только контексты и инструменты морального развития, но и самих субъектов этого развития – детей;
познакомиться с инструментами поли-нарративного подхода, способствующими развитию личности, адаптации и преадаптации «Я» к среде;
оценить степень собственной личностной готовности к решению задачи нравственного развития.

Спойлер: В программе:
День 1. У кого есть запрос на моральное развитие?

Рефлексия собственного состояния. А кто мы сами? Отец и мать семейства или всего лишь дети старше двадцати или сорока, у которых есть свои дети?
Пять способов рассказывать истории о себе и как это связано с моралью.
Жизненная пьеса и ребенок как актер, режиссер-постановщик, главный режиссер, продюсер, автор.
Этическое сознание и коммуникативный акт, этика как один из языков коммуникации.
Модель психического другого человека и уровни децентрации. Почему дети не решают этических дилемм?
Роль семейный текстов в становлении морального сознания.
Моральная ответственность: ее социальное конструирование, принятие и отчуждение.
День 2. Воспитание как способ становления взрослости.

Диалог взрослого и ребенка (от малыша до старика).
Общение детей между собой.
Нужно ли взрослым договориться самим и как это делать?
Регламент, этикет, правила и способы согласования правил в семье.
Воспитание свободы: альтернативы, рост самостоятельности, ответственность как постепенность.
Идентичность как инструмент закрепления предписаний референтной группы.
Современность и поли-позиционная идентичность.
Простой и сложный внутренний мир, легкий и трудный внешний мир.
Дисциплина как знак опыта смерти «Я-позиции».
Ребенок, управляющий взрослым ребенком.
Страх конфликта с детьми.
Травмы воспитания и память о них.
Социальный договор и переживание несправедливости.
Чувство собственного достоинства как безусловная практика в теме становления человека.
День 3. Задачи морального развития и текущий жизненный контекст.

К чему мы готовим будущего взрослого?
Задачи адаптации к актуальной среде или преадаптации к возможной будущей.
Совместное действие, зона ближайшего развития.
Постановка псевдо-цели для формирования запроса на расширение перспективы.
Авторские тексты: истории, которые создаем мы, и истории, которые создают нас
Практикум: кейс юного Н.: (мальчик, 3,5 года, тяжелая задержка речевого развития, педагогическая запущенность).

Формы работы:

мини-лекции, мультимедийная презентация, видео, разбор кейсов, упражнения для освоения коррекционных навыков, обсуждения и ответы на вопросы и запросы.


Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться

Для просмотра содержимого вам необходимо авторизоваться